Отраслевой журнал

«Качество архитектуры в России не находит достойной оценки» — Эрик ван Эгераат

Наш собеседник – голландский архитектор, который известен своими успешными проектами по всему миру. В числе его разработок есть как социальные объекты, так и элитные постройки. На счету талантливого автора имеются сложные мультифункциональные комплексы и генеральные планы по застройке городов и даже целых регионов.

Эрик ван Эгераат

-Эрик, что, на ваш взгляд, представляет собой современная архитектура?

— Начиная с конца восьмидесятых – начала девяностых годов в архитектурных кругах ушла в прошлое единая идея, которая направляла всю деятельность в данной области искусства. Множество стилей, в числе которых модернизм, традиционализм, конструктивизм и прочие направления, стали сосуществовать в параллельных плоскостях. В наше время архитекторы смешивают направления, меняют течения и подчиняются скорее заказчику, нежели узким рамкам, в которых находится один стиль. Мне импонирует такой подход, так как в данном случае мы наблюдаем обогащение городского облика, который окружает нас ежедневно.

-Какой город вы бы выделили для себя с точки зрения архитектуры? Чем обусловлен такой выбор?

-Вы задали мне очень непростой вопрос. Город может запасть в душу по разным причинам. Одни города притягательны своей особой энергетикой. Другие города, как тот, в котором я живу – Роттердам, впечатляют множеством сооружений, принадлежащим к современной архитектуре. Однако этого мало, для того чтобы Роттердам можно было назвать красивым городом, ведь здесь потребуется определенная динамика, сектор для развлечений, удобная, продуманная инфраструктура и хорошее сообщение между всеми районами города. Что касается Роттердама, то он состоит из отдельных сегментов, которые практически не связаны друг с другом, что не дает возможности назвать его полноценным городом, таким как, например, Амстердам или Нью-Йорк.

Старинные города в южной части Европы, а именно Флоренция, Сиена и особенно Венеция, действительно хороши и незабываемы. Но их уже не назовешь просто городами – это скорее музеи. В этом смысле лично для себя я выделяю Прагу. Этот красивейший город хорош не только для туристической экскурсии, но и очень комфортен для жизни. Если говорить о примере современного, динамично развивающегося города, то это, естественно, не Прага, а Токио. С точки зрения архитектуры практически все здания здесь лишены шарма и абсолютно безболезненно могут быть заменены, однако нужно признать, что это едва ли не самый активный и динамичный город на планете, где четко ощущаешь безопасность и здоровую среду.

Нью-Йорк также можно отнести к ведущим современным городам, так как он обладает хорошо развитой развлекательной инфраструктурой, доступностью всех необходимых объектов и оптимальной комбинацией вновь возведенных, отреставрированных и даже совсем ветхих зданий. Несмотря на то что Нью-Йорк переполнен разнотипными постройками, шедевров архитектуры там почти нет. Но все же внушительное количество зданий, их декор и стилистика, а также различные детали архитектуры, гармонично вписавшиеся в огромное пространство мегаполиса с плотной застройкой, манят не только инвесторов, но и туристов, да и вообще, творческих людей со всего мира. Для архитекторов это является настоящим вдохновением.

— А какой город вы бы могли назвать действительно любимым?

— Если бы вы спросили меня об этом несколько лет назад, я бы ответил – Лондон. Сейчас же его место заняла Москва, ведь и вправду этот потрясающий мегаполис занял место среди моих любимых городов. Однако Нью-Йорк не отдает свое первенство конкурентам. Если говорить о постоянном обитании, то для жизни я бы выбрал Цюрих или Прагу, а лучше оба эти места на карте одновременно.

— Вам доводилось работать во многих уголках мира. Где понравилось больше всего и с чем вы связываете свою симпатию?

— Первые лет десять своей профессиональной деятельности я практиковал исключительно в Голландии. Затем я перенес свою творческую миссию в Восточную Европу, которую, по моему мнению, правильно было бы называть Центральной Европой. Сейчас, когда прошло уже тридцать лет, я работаю по всему миру. К Европе примкнула Россия, Южная Америка, Северная Африка и Ближний Восток. Все эти места на карте мира абсолютно уникальны с точки зрения моего профессионального опыта.

К примеру, приступая к работе на ближнем Востоке, я применил совершенно новый подход в своей деятельности, основанный на опыте знакомства с национальными и культурными особенностями данного региона, его потребностями и стремлениями, что и поспособствовало успеху моего проекта. С каждым новым проектом я приобретаю неоценимый опыт, поэтому и не могу выделить для себя какое-то одно место из многих. Работа в разных городах и странах вдохновляет и стимулирует меня с новой силой, и я остаюсь в отличной творческой форме.

— Какие проекты привели вас в Россию и почему вы решили здесь задержаться?

— Первые мои визиты в Россию были осуществлены еще в девяностых годах. Периодически у меня появлялись возможности взять участие в различных проектах, но из-за информационного дефицита сложно было понять, реален ли тот или иной проект и требует ли он моего участия. Именно поэтому я больше был сосредоточен на работе в Европе. Уже в середине девяностых у меня была своя компания, и я мог принимать самостоятельные, на мой взгляд, более эффективные решения. Именно тогда и появились реальные проекты в России.

Торговый центр “Вершина” от Эрика

За весь этот период я неоднократно становился свидетелем того, как перспективные архитекторы проваливали свои проекты в России, хотя в других странах они, несомненно, имели бы успех. Но все же меня это не испугало, и я принял решение остаться здесь подольше. К счастью, у меня это получилось, и тому есть несколько объяснений. Во-первых, мало принять какое-либо решение – необходимо четко и планомерно придерживаться его реализации. Во-вторых, сила воли – это хорошо, но ее необходимо подкреплять гибкостью, которая помогает наладить контакт с заказчиком.

В большинстве своем, западные архитекторы имеют опыт работы с теми заказчиками, которые на старте работ снабжают их подробным техническим заданием, а их организационные моменты стандартны и не несут в себе никаких сюрпризов. Российские заказчики зачастую показывают совершенно иной подход к работе. К примеру, они непременно хотят увидеть новые идеи и предложения от самого архитектора, и эти идеи должны стать основой проекта. Они считают, что архитектор, в силу своей профессии и таланта, должен подробно растолковать, куда двигаться далее. На мой взгляд, это не недостаток, а потрясающая возможность скомпоновать свои идеи и материальную базу заказчика, направив общие усилия на достижение наилучшего результата.

Я всегда слежу за тем, чтобы мои задумки совпадали с потребностями заказчика. Немаловажным правилом успеха является вложение своего личного времени в новый проект. Полная реализация проекта требует немало сил и времени, и именно это подтолкнуло меня к открытию офиса в России, где я провожу немало времени. Только так в проект можно вложить то, чего он требует. Находясь в тысяче километров от объекта нельзя сделать его таким, каким он задумывался изначально.

— Насколько комфортным является ваше пребывание в Москве? Каким было первое впечатление от этого города, и каким вы видите его сейчас?

— Мне очень нравится бывать здесь, и чувствую я себя в Москве великолепно. Столица требует от нас многого, но и дает немало взамен. Конечно, транспортная ситуация здесь оставляет желать лучшего, зато именно тут я имею возможность встретить тех людей, которые нацелены на новую жизнь и положительные перемены. Я это замечал и ранее, а теперь это ощущение только усиливается.

-Какие отличия вы находите между работой в Москве и других крупных городах?

— Первое отличие, которое бросается в глаза, это то, что в Москве, как и во всей России, привыкли трудиться под лозунгом «сделай сам». Сейчас я объясню, как это выглядит на самом деле. Если я внедряю свой проект в Германии, и при его реализации мне требуется высококачественная немецкая сталь, хорошее стекло из Франции и различные элементы из Польши, значит, именно из этих стран и поступит заказанный материал.

Но если для российского проекта мне понадобится наилучший немецкий зеленый кровельный материал, то местный представитель компании, находящейся в Германии, поищет у себя в закромах схожий песок и пустит в производство именно его. Или другой подрядчик вдруг решит, что не прошедшие сертификацию скобы, которыми пользовался его сосед, могут быть применены в нашем проекте. Я со своими единомышленниками вкладываю массу усилий в то, чтобы побороть эту привычку, под названием «сделай сам».

Что интересно, такая национальная особенность российского строительного сектора никоим образом не влияет на выбор предметов для личного пользования. Ведь для личных целей покупается машина немецкого, а не российского производства, причем обязательно будет уделено внимание соотношению цены и качества. В России многие не принимают всерьез сложность возведения качественных архитектурных объектов. К счастью, все чаще заказчики стали более взвешенно подходить к этим вопросам и обращают внимание на уровень сложности работы, поэтому стали чаще обращаться ко мне за помощью.

Эрик ван Эгераат

— Есть ли у вас любимые проекты, над которыми работа еще не закончена?

— Как правило, моим любимым является свежий, только законченный проект. Сейчас подходит к концу работа сразу над несколькими проектами, каждый из которых является уникальным. В Лейпциге завершается работа над одним из корпусов Университета в старейшем здании – «Paulinum». Проект включает в себя реконструкцию старинной церкви, которая там располагалась ранее. В работе используются только современные строительные материалы.
Также я завершаю работу над проектом по реконструкции и строительству нового крыла Университета «Эразмус» в Роттердаме. Это прекрасное здание начала ХХ века, в котором ранее размещалась библиотека. Во время Второй мировой войны большинство зданий в Роттердаме были разбомблены, а это уцелело. По моему мнению, это один из успешнейших реставрационных проектов.

Не менее дорог для меня и проект Корпоративного Университета ООО «Сбербанк России», и после его завершения мы станем свидетелями успеха, который стал возможен благодаря огромным усилиям по созданию качественной работы в условиях определенного бюджета и коротких сроков. Также я не могу не упомянуть о текущем проекте – Башне «Меркурий-Сити».

Рекомендуем к прочтению